Программа по развитию личностного потенциала направлена на расширение возможностей ребенка совершать осознанный самостоятельный выбор жизненных целей и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребенком в трех ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.
Такой подход соответствует задачам в сфере образования, обозначенным в Указе Президента России №204 от 7 мая 2018 года, а также федеральным государственным образовательным стандартам.
Программа предусматривает разработку, апробацию и распространение комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста и последующую интеграцию их в систему общего образования.
Паспорт практики скачать
Семейный клуб "Вместе интереснее"
Большинство родителей хотят, чтобы их дети были социализированы, умели изменяться в соответствии с социокультурными и техническими реалиями, были открыты для нового, обладали хорошей коммуникативной компетентностью, адекватной и целостной идентичностью, нужными для успешной жизни знаниями и умениями: интеллектуальной развитостью, знанием иностранных языков, владением своим телом, компьютерной грамотностью.
В меньшей степени родители озабочены личностным развитием детей, формированием у них ценностных ориентаций, эмпатии, моральных норм. Важно помнить, что маленькому ребенку не так просто разобраться в сложно устроенном взрослом мире. В дошкольном возрасте ему особенно необходимы ценностные ориентиры и поддержка взрослых: как педагогов, так и родителей. Поэтому необходимо вовлекать родителей в совместное погружение в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма совместного взаимодействия.
Семейный клуб «Вместе интереснее» позволил нам частично реализовать Программу «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», которая направлена на развитие личностного потенциала детей и помогает современному ребенку научиться ставить цели в жизни и их достигать, делать осознанный выбор, быть готовым к изменениям и преодолению трудных жизненных ситуаций, эффективно управлять эмоциями, поведением, взаимодействовать друг с другу.
В виде неформальных встреч клуба мы рассматривали с детьми и родителями базовые эмоции, причины их возникновения и особенности проявления у людей. Сравнивали свои эмоциональные проявления, оценивали поступки героев.
При прочтении художественной литературы, просмотре мультфильмов дети и родители обсуждали и анализировали истории про дружбу и одиночество, ложь и правду, эгоизм и внимание к другим. Среди прочитанных произведений: Е. Чарушин «Про Томку», Д. Вэньси «Зайчик Короткие Уши», Ю. Кузнецова «Сказка про ящерку». Отрывки так заинтересовали детей и взрослых, что они продолжили читать их дома, а ребята делились своими впечатлениями в детском саду. Просмотренные мультфильмы «Непослушный медвежонок» и «Дружба» позволили родителям и детям окунуться в мир человеческих отношений.
Посредством игровой деятельности и творчества (изобразительной деятельности, моделирования и конструирования) дети с помощью взрослых осваивали элементарные навыки саморегуляции.
В ходе работы семейного клуба дети и родители научились слушать и слышать других людей, проявлять эмоциональную чуткость и бережное отношение к друг другу. Проживая различные ситуации с литературными и мультипликационными героями, дети стали осознавать важность управления своим эмоциональным состоянием и поведением, а также оценивать поступки других.
Работа в семейном клубе позволила не только повысить социально-эмоциональные компетенции как у детей, так и родителей, но способствовала сплоченности детско-родительских отношений.
Данная практика направлена на дошкольников, родителей (законных представителей) и педагогическую команду, участвующую в реализации Программы по развитию личностного потенциала.
Практика была реализована с января 2023 года и продолжает реализовываться и в этом учебном году. Занятия в семейном клубе проводятся согласно плану 1 раз в месяц.
МАДОУ "Детский сад №14" с 2021 года является участником Программы по развитию личностного потенциала детей в Калининградской области (Приказ ГАУ КО ДПО "Института развития образования" от 10.02.2021г. №052-ОД скачать)
В феврале-марте 2021 года состоялось онлайн-обучение управленческих команд ДОО по программе повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды».
Состав управленческой команды: Борисова Л. Л. - заведующий, Полушкина З. Р. - заместитель заведующего по ВМР, Дмитриева Ю. А. - старший воспитатель, Фрумина С. В. - педагог-психолог. (Приказ об утверждении состава управленческой команды скачать)
Результатом освоения программы обучения стали разработанные организацией проекты по изменению и созданию личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС).
27 мая состоялась защита управленческого проекта «Будущее начинается сегодня». Проект направлен на создание личностно - развивающей образовательной среды творческого типа направленной на развитие у детей личностных качеств, которые необходимы для успеха в современном обществе и профессиональном самосознании. Управленческая команда представили концепцию проекта по ранней профориентации детей в дошкольном учреждении. Идея проекта отражает миссию программы по развитию личностного потенциала и были предложены конкретные варианты и шаги реализации в условиях ДОО.
Концепция управленческого проекта "Будущее начинается сегодня"
Следующим этапом участия в проекте стало обучения педагогической команды.
Состав педагогической команды: Дмитриева Ю. А. - старший воспитатель, Фрумина С. В - педагог-психолог, воспитатели: Павлова Е. В., Фесько Т. А.
Обучение педагогической команды на четырех модулях завершилось разработкой и представлением педагогического проекта «Мир профессий: ранняя профориентация дошкольников средствами игровой деятельности», в соответствии с идеями управленческого проекта Цель проекта: создание условий для формирования 4К-компетенций и ранней профориентации старших дошкольников посредством игровой деятельности.
В рамках реализации управленческого и педагогического проектов произошли изменения в ДОУ: дополнилась развивающая предметно-пространственная среда интерактивными играми и оборудованием, расширились связи с социальными партнерами (Гусевский политехнический колледж, Гусевской библиотечное объединение, Пожарно-спасательная №13, Поликлиника и др.), педагоги стали включать в свою деятельность элементы УМК.
В декабре 2021 года команда нашего детского сада приняла участие в проектной сессии «Лидеры преОбразования: развиваем среду, личность, сообщество».
В апреле 2022 года педагоги Фрумина С. В, Павлова Е. В. и Дмитриева Ю. А. разработали и представили на межрегиональном Фестивале современного урока «Урок XXI века» лучших педагогических практик - образовательное мероприятие по социально-эмоциональному развитию и использованию приемов по формированию 4-К компетенций у дошкольников.
В мае 2022 года заместитель заведующего по ВМР - Полушкина З. Р. и старший воспитатель - Дмитриева Ю. А. представили опыт реализации управленческого проекта в рамках региональной Программы по развитию личностного потенциала для руководителей ОО Калининградской области.
Заведующий Борисова Л. Л. награждена Благодарственным письмом за успешную реализацию управленческого проекта по созданию личностно-развивающей образовательной среды в рамках региональной Программы по развитию личностного потенциала детей.
С 18 по 26 августа Августовский форум "Единое образовательное пространство: стратегии, практики, ресурсы" объединил лучшие практики в области развития личностно-развивающей образовательной среды в образовательных организациях. В ходе телемоста «Образовательная среда ДОУ – территория возможностей», заместитель заведующего по ВМР - Полушкина З. Р. и старший воспитатель - Дмитриева Ю. А. представили опыт создания личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении.
В октябре 2022 года началось обучение наставников образовательных организаций по программе «Навигация обучающихся сообществ в создании личностно-развивающей образовательной среды». Обучение проводят преподаватели Калининградского областного института развития образования и региональной обучающей сопровождающей команды Программы РЛП. По итогам этого обучения наставниками нашего детского сада по реализации Программы по развитию личностного потенциала станут старший воспитатель - Дмитриева Ю. А. и педагог-психолог Фрумина С. В.
7 декабря 2022 года состоялось итоговое занятие для наставников Программы в рамках курса «Навигация обучающихся сообществ в личностно-развивающей образовательной среде».
Педагоги 10 образовательных организаций представили свои наставнические проекты на следующий календарный год.
В своих проектах коллеги коснулись следующих вопросов:
• как поддерживать изменения в образовательных организациях;
• как встроить инструменты и ресурсы программы в повседневные практики педагогов;
• как эффективно организовать работу профессиональных обучающихся сообществ;
• какие есть риски и пути их минимизации в работе наставника.
Итоговое очное занятие провели тьюторы Центра непрерывного повышения профессионального мастерства – Ивлева Ирена и Глебова Наталья.
Одним из новых векторов расширения работы по Программе развития личностного потенциала в нашем детском саду стала методическая работа с педагогами.
31 января 2023 года состоялся обучающий семинар "Программа развития личностного потенциала - социально-эмоциональное развитие дошкольников".
Педагоги познакомились с Программой, способствующей раскрытию потенциала детей, развития их личностной и эмоциональной сферы, коммуникативных способностей и универсальных способов познания, а в ходе круглого стола рассмотрели пособия УМК образовательной программы "Социально-эмоциональное развитие детей" и познакомились с материалами учебно-методического ресурса "Школы возможностей".
Занятия в семейном клубе "Вместе интереснее".
Известно, что развитие личности – процесс многонаправленный. Психологи выделяют 4 направления развития личности. Три из них нам хорошо знакомы. Это физическое, познавательное и духовное. Современные ученые в один голос говорят о важности социально-эмоционального развития. Ключевым словом здесь являются эмоции.
Что же такое эмоции? Ответить на этот вопрос помогут занятия в нашем семейном клубе «Вместе интереснее».
Первые занятия клуба прошли в январе. Родители вместе с детьми познакомились с рассказом Е. Чарушина «Про Томку». В ходе беседы участники клуба смогли определить эмоции героев произведения и учились их показывать в игре.
На втором занятии родители вместе с детьми посмотрели мультфильм «Непослушный медвежонок», порассуждали о том, что значит быть взрослым и что поможет ребенку сделать выбор. Итогом встречи стало творческое задание.
Приглашаем родителей и детей присоединиться к встречам нашего клуба, которые помогут раскрыть потенциал детей и развить их эмоциональную сферу.
В ходе очередной встречи в семейном клубе "Вместе интереснее" родители вместе с детьми познакомились с произведением Вэньси Да "Зайчик Короткие Уши". В ходе беседы ребята рассказали, почему так огорчался Зайчик. Затем в своих творческих работах дети вместе с мамами меняли настроение сказочного героя.
Позитивная атмосфера и непринужденность встречи позволила всем почувствовать теплоту совместного мероприятия, проявить эмоциональную чуткость и бережное отношение друг к другу.
28 сентября состоялось очередное занятие семейного клуба "Вместе интереснее". Ребята вместе с родителями познакомились с героями мультфильма "Непослушный медвежонок". Порассуждали о поступках главных героев, приняли участие в игре "Назови эмоцию".
В рамках реализации проекта "Мир профессий" продолжается знакомство воспитанников с профессиями взрослых. Так в международный день стоматолога ребята побеседовали с врачом-стоматологом, выяснили, чем занимается врач данной специальности, и насколько он важен в жизни каждого человека. Также ребята узнали как правильно чистить зубы и сохранять здоровье полости рта.
В октябре 2023 года педагогическая команда по реализации Программы развития личностного потенциала приняла участие в региональном педагогическом фестивале "Практики открытости школы/детского сада семье". Педагоги представили практику по вовлечению родителей в жизнь образовательной организации - опыт работы в семейном клубе "Вместе интереснее".
В декабре 2023 года педагогическая команда в рамках VII Всероссийской научно-практической конференции "Образовательная среда для благополучия и развития: ценности, культура, практики" приняла участие в Межрегиональном педагогическом фестивале «Лучшие практики развития личностного потенциала – 2023», организованном Благотворительным фондом «Вклад в будущее» совместно с ГАОУ ВО МГПУ. Целью Фестиваля было выявить эффективные авторские практики развития личностного потенциала и познакомить с ними педагогическое сообщество.
По итогам представления практики по вовлечению родителей в жизнь детского сада педагоги отмечены сертификатами участников конференции и получили рекомендации к публикации практики.
В январе 2024 года состоялась очередная встреча семейного клуба "Вместе интереснее". Педагоги вместе с детьми и родителями беседовали о любимых зимних забавах и развлечениях. Родители делились своими впечатлениями из детства.
Затем просмотрели мультфильм "Дети Арктики", где рассказывается о дружбе, зимних соревнованиях и о том, как важно быть честным, не зазнаваться и не сдаваться. Участники встречи делились своими впечатлениями от просмотра, отвечали на вопросы.
В практической деятельности ребята совместно с родителями рисовали по мотивам мультфильма.